Но как мама троих детей, я точно знаю, что производители детской мебели и игрушек, будто сговорились втиснуть в одну вещь все краски мира. Когда это одна игрушка, вроде не страшно, две - терпимо, дальше - просто невыносимо! А еще в этой комнате предстоит делать уроки. Какой же интерьер выбрать для обучения?
Оказывается, влиянием визуальной среды на физическое и психическое состояние человека давно занимаются ученые. Взаимодействие человека с окружающей видимой средой получило название видеоэкология.
В одной из школ г. Уфы провели эксперимент, чтобы выяснить, изменятся ли показатели памяти, внимания, работоспособности, тревожности учеников в зависимости от качества визуальной среды в учебных классах.
Были специально созданы 3 модельных интерьера. Кабинет химии был задуман как модель некомфортной видеосреды: обилие гомогенных и агрессивных полей – голые белые стены, белые парты, отсутствие растений, минимум зримых элементов. Кабинет географии вызывал чувство комфортности – общий тон бежевый, умеренное количество наглядных элементов, среди них картины природы, портреты ученых, географическая карта, глобус, комнатные растения на стенах, уютные занавеси на окнах. Кабинет математики намеренно перегрузили зрительной информацией: все поверхности стен занимали однотипные плакаты с формулами и примерами, повсюду – объемные геометрические фигуры и т.д.
Учащиеся весь учебный день находились в модельных помещениях каждый раз в один и тот же день недели с одними и теми же учителями и уроками с одинаковым уровнем сложности учебного материала.
Согласно полученным экспериментальным данным в благоприятных по комфортности условиях видеосреды ученики проявляли большую работоспособность и меньшую тревожность, а также лучше запоминали слова по сравнению с менее благоприятными видеоэкологическими условиями.
Концентрация внимания существенно снижалась после уроков (на 30-40%) по сравнению с началом занятий во всех модельных помещениях и не зависела от условий визуальной среды. По-видимому, при выполнении заданий, требующих усиленной концентрации внимания, человек отвлекается от условий окружающей его среды.
А что же с цветом? Многие исследования показали, что на психоэмоциональную окраску влияет и восприятие цвета. Взаимосвязь эмоций и цвета закономерна, объясняется это психофизическими характеристиками цвета и психофизиологической организацией человека.
В одном из исследований были выработаны рекомендации по цветовому дизайну различных помещений школы.
Стены классов и библиотеки
Цвет: Оттенки жёлтого (бежевый, кремовый, светлоохристый)
-
Дисциплинирует
-
Активизирует умственную деятель ность
-
Способствует концентрации внимания
Доска
Цвет: Тёмнозелёный (желтые и оранжевые мелки)-
Снимает напряжение
-
Успокаивает
-
Привлекает внимание
Спортзал
Цвет: Оттенки оранжевого-
Тонизирует
-
Стимулирует активность
-
Согревает
Лестничные проемы
Цвет: Зелёный - Стабилизирует дыхание и сердцебиение
Столовая
Цвет: Оттенки бежевого и светло-жёлтого, красно оранжевые витражи или декоративные панно.-
Улучшает аппетит
-
Стимулирует работу желудка
Получается, что влияние визуальной среды – не миф. И если мы хотим помочь ребенку настроиться на учебу, то лучше выбрать для рабочего места спокойные уютные тона. А оранжевые стены оставить для спортивного уголка. Самый простой способ сохранить учебный настрой – развернуть стол так, чтобы ребенок сидел спиной к игровой зоне. Идеально – возле окна. Тогда будет много света и ничто не отвлечет ребенка от уроков!
Автор статьи: Евгения Баталова
Заказать звонок
|