«Внутреннее» окружение. К внутреннему окружению можно отнести семью, близких людей, которые окружают ребенка. Для активно развивающегося малыша очень важна модель поведения родителей, атмосфера, в которой он живет и воспитывается. Порой мы требуем то, что сами не выполняем. Например, странно выглядит нравоучение мамы, которая требует от сына или дочки чистоты в комнате, если в зоне ее ответственности (на кухне или в спальне) всегда бардак и хаос. Или папа, который учит подросшего сына, что курить это плохо, при этом закуривает очередную сигарету. Только наш личный пример может наглядно и правдиво показать, что такое хорошо и что такое плохо, и как поступить в той или иной ситуации. Если мы позволяем себе повышать голос на других людей, то видя это, ребенок тоже будет постоянно орать. Если мы постоянно критикуем, он учится всех обвинять. Если ребенок окружен злостью и ненавистью, он будет причинять боль другим. Ребенок на подсознательном уровне копирует модель поведения взрослых, которым он доверяет, которые являются для него примером и авторитетом.
Также ошибкой будет требование от малыша то, чему мы его еще не научили. Например, как годовалый ребенок может складывать свои игрушки на место и поддерживать чистоту в комнате, если мама еще ему не показала, как это сделать правильно, не проиграла с ним эту игру и не сформировала определенный навык. Не стоит забывать «опускаться» на уровень своего ребенка и смотреть на мир его глазами. Поэтому, прежде чем, что-то требовать от малыша, подумайте, а вы его этому научили.
Конечно, ребенок копирует и перенимает и хорошее от нас. Например, если мальчик видит, как папа бережет маму, помогает ей, то и сын будет так поступать. Если папа транслирует, что брать на себя ответственность за поступки, за происходящее, за семью — это нормально для мужчины, то и дети быстро научатся не бояться отвечать за то, что сделали. Если мама для девочки эталон красоты, любви, хорошей хозяйки и самодостаточной женщины, то и малышка обязательно вырастет такой.
Своим примером мы показываем, как нужно идти вперед, как достигать цели, как не бояться нового и неизвестного.
При правильном «внутреннем» окружении главное, чтобы все члены семьи, с которыми контактирует ребенок и которые занимаются его воспитанием и формированием, придерживались единой цели и единых правил. Иначе у ребенка формируется представление, что в одних случаях можно, а в других нельзя. Например, при маме уборка в комнате это обязательный процесс, а с бабушкой можно этого не делать.
«Внешнее» окружение. Наши правила жизни формирует не только семья, но и наши друзья, знакомые. Если мы, взрослые, можем это контролировать, то дети этого еще не умеют. Они очень часто идут за более «сильными» сверстниками и копируют их. И чаще всего это не самые лучшие примеры. Если, например, лидер класса или двора позволяет себе ругаться матом и курить, то большинство, чтобы завладеть его вниманием и расположением, тоже начнут матерится и курить. Многие говорят, что это неизбежно, что сложно оградить ребенка от влияния улицы, друзей. Но это не так. В силах родителей научить ребенка правильно выбирать свою компанию, научить, что необязательно слепо следовать за толпой, а можно самому эту толпу возглавить и установить свои правила. Порой это очень сложно, но реально. Советуем с раннего детства учить ребенка выбирать цель и идти к ней. Чтобы путь был легче, нужно выбирать людей с кем ты пойдешь, или за кем ты пойдешь. Выбирать окружение, в котором будешь крутиться. Например, ребенок увлекается спортом. Тогда стоит его отдать в спортивный клуб, где он будет тренироваться и знакомится с друзьями, которые будут разделять его увлечение. В рамках клуба они будут ездить на соревнования и знакомится с теми, кто в этом спорте достиг наивысших результатов, будут у них учится как это сделать. В летний период обычно спортивные школы и секции делают выездные лагеря, где дети круглосуточно живут в окружении того, чем они занимаются. Вряд ли после этого ребенок захочет присоединиться к группе, где основным видом деятельности является сидение во дворе на лавочке, и болтовня. Ребенку спортсмену будет скучно и не интересно. Но в его силах показать им, что есть другая, интересная и насыщенная жизнь. Тем самым в его силах стать для них примером.Родители для своих детей являются проводниками в жизни. От нас зависит, то, как ребенок будет дальше жить, то, какое окружение он себе выберет. Но, прежде чем учить детей, оглянитесь и посмотрите, что вы можете им дать и какое у вас сформировалось окружение.
Автор статьи: Хуснутдинова Екатерина, специалист агентства PROпорядок
Заказать звонок
|